Любимый внук Екатерины II

Любимый внук Екатерины II

(воспитание в духе Просвещения)

Екатерина II до самой смерти не допустила сына Павла к престолу и даже планировала передать трон на прямую своему любимому внуку Александру.

Александр родился 12 декабря 1777 г. от второго брака великого князя Павла с Марией Федоровной, принцессой Вюртембергской. Рано, слишком рано бабушка оторвала его от семьи, матери, чтобы воспитать его в правилах тогдашней философской педагогики, т. е. «по законам разума и природы». Главным наставником стал полковник Лагарп, швейцарский республиканец, поклонник отвлеченных идей французской просветительной философии и либерализма. Учить великого князя русскому языку и истории, также нравственной философии был приглашен либералист Михаил Никитич Муравьев. За поведением и за здоровьем великих князей следил генерал-аншеф граф Н. И. Салтыкову, не блестящий, но типичный вельможа екатерининской школы, который твердо знал одно: как жить при дворе. Воспитание шло в духе республиканских убеждений. Князья Александр и его брат Константин знакомились с трудами латинских и греческих классиков — Демосфена, Плутарха и Тацита, английских и французских историков и философов — Локка, Гиббона, Мабли, Руссо. Наставники говорили питомцам о могуществе разума, благе человечества, договорном происхождении государства, природном равенстве людей, справедливости, более и настойчивее всего — о природной свободе человека, нелепости и вреде деспотизма, гнусности рабства. Все эти высокие идеи проповедовались в отрыве от реалий российской действительности.

С обильным запасом величавых античных образов и новейших политических идей вступил Александр в действительную жизнь. Она встретила его как-то двусмысленно или двулично: он должен был вращаться между бабушкой и отцом, двумя не похожими друг на друга мирами.

Каждую пятницу великий князь отправлялся в Гатчину, чтобы присутствовать на субботнем параде и очередной раз окунуться в жесткие, бесцеремонные казарменные нравы вместе с казарменным непечатным лексиконом. Здесь Александр командовал одним из батальонов. Вечером он возвращался в Петербург, в залы Зимнего дворца, где Екатерина проводила свои вечера, окруженная избранным обществом. Здесь говорили только о самых важных политических делах, вели самые остроумные беседы, обменивались самыми изящными шутками, смотрели лучшие французские пьесы и грешные дела облекали в самые красивые формы. Вращаясь между столь различными дворами, Александр должен был жить на два ума, примеряя два парадных обличия, кроме третьего — будничного, домашнего, иметь двойной прибор манер, чувств и мыслей.

Александру нужно было бы научиться терпеливому и упорному труду, а еще больше — познакомиться с настоящей жизнью и страной, которой ему со временем придется руководить. Ни тому, ни другому нельзя было научиться в позабытой детской, в Лагарповой аудитории, в бабушкином салоне или на отцовском вахтпараде. Республиканцем-революционером, мечтающем о свободах и просвещении, вступал Александр во взрослую жизнь.

Осенью 1793 г., 28 сентября, состоялось бракосочетание 16-летнего Александра и 14-летней Луизы Марии-Августы Боденской (в православии Елизавета Алексеевна).

Царевич забросил учебу и несколько лет не занимался ничем серьезным.

Через три года, в ноябре 1796 года умерла Екатерина Великая, Павел стал императором и положил конец рассеянной жизни своих сыновей. В 1797 году Александр был Петербургским военным губернатором, шефом гвардейского Семеновского полка, командующим столичной дивизии, председателем комиссии по поставкам продовольствия и выполнял еще ряд других обязанностей. С 1798 года он, кроме того, председательствовал в военном парламенте, а начиная со следующего года заседал в Сенате и Государственном Совете.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.