Языческое святилище, волхвы и любимый конь

Языческое святилище, волхвы и любимый конь

(непушкинская история гибели князя Олега)

По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрет от своего любимого коня. Олег приказал увести коня. «Прошло четыре года: в осень пятого вспомнил Олег о предсказании, и слыша, что конь давно умер, посмеялся над волхвами; захотел видеть его кости; стал ногою на череп и сказал: его ли мне бояться? Но в черепе таилась змея: она ужалила Князя, и Герой скончался»… Эта история    впервые    была    рассказана летописцем Сильвестром для Второй редакции «Повести временных лет», через восемь веков пересказана историком Н.М. Карамзиным — создателем «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин. Далее он заключает: «Олег, княжив 33 года, умер в глубокой старости, ежели он хотя юношею пришел в Новгород с Рюриком. Тело его погребено на горе Щековице, и жители Киевские, современники Нестора, звали сие место Ольговою могилою. » Еще более красочно интерпретирует эту легенду бессмертный Пушкин.

В Архангелогородском летописце сохранился другой, наиболее древний, как полагают историки, вариант этого рассказа. Приведем его в переводе: «…шел Олег к Новугороду, а оттуда в Ладогу. Сей же Олег княжил лет 33 и умер, змеем ужален… Прежде же этих лет призвал Олег своих волхвов и спросил их: «Скажите мне, что смерть моя?» Они же решили: «Смерть твоя от любимого твоего коня»… И повелел отрокам своим, да отведя его далеко в поле, отсекут главу его, а самого повергнут зверям земным и птицам небесным…» Не «кормите отборным зерном, водой ключевою поите…», а обычное для язычника жертвоприношение. Голову коню отрубили и положили на капище, где, по реконструкции работающих здесь археологов, конские черепа служили террариумом. Ведь конь и змея — спутники бога Велеса. «Когда же шел от Царьграда полем, — продолжает летописец северных земель, — наехал на главу коня своего сухую и сказал боярам своим: «Воистину солгали мне волхвы наши, да, придя в Киев, побью волхвов»… И слез с коня своего, желая взять главу коня своего — сухую кость, и поцеловать ее… И тут изошел из главы из коневой, из сухой кости, змей и уязвил Олега в ногу… И с того разболелся и умер. И есть могила его в Ладоге».

Олег спрашивает волхвов о своей судьбе после смерти Рюрика, а Рюрик умирает в Новгороде в 879 году. Поскольку Киев будет присоединен к Северной Руси еще через три года, на бреге Днепра кости Олегова коня искать бесполезно. Они могут быть или в Новгороде, или в Ладоге. Но в Новгороде, у истока Волхова, на Перыни находится святилище бога-громовержца Перуна, а святилище его космического противника, бога подземного и подводного мира Велеса, расположено ниже Ладоги, на Велеше. Это прямо напротив Любши, последней перед Ладожским озером возвышенности Волхова. Поскольку у бога Велеса два спутника — змей и конь, на Велеше и был устроен сакральный языческий террариум: здесь в конских черепах жили подвластные волхвам змеи. Здесь голова Олегова коня могла лежать в целости и сохранности тридцать три года. Но Сильвестру летописцу, со слов которого мы знаем легенду, не хочется говорить о языческих требах, тем более применительно к тому, кто собрал Русь и перенес столицу в Киев. Рассказ о жертвоприношении коня Велесу изымается из текста. Олег у Сильвестора не целует череп коня, но наступает на него.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.