Александр III -монархист-миротворец

Александр III -монархист-миротворец

Александр III -монархист-миротворец

Царь, которого не ждали

(второй после наследника)

Александр не был старшим сыном в семье Александра II, и поэтому его воспитанию и образованию уделялось не столь пристальное внимание, как формированию личности его старшего брата – Николая, названного в честь деда – Николая I. Николай Александрович Романов был в 11 лет объявлен наследником престола. Как вспоминала родная сестра Александра II великая княжна Ольга Николаевна, император Николай I был настолько взволнован рождением внука, что собрал у колыбели ребенка своих младших сыновей – великих князей Константина, Николая и Михаила и приказал им преклонить колена перед колыбелью будущего наследника Российского Престола и принести ему клятву верности.

Мальчик обладал приятной внешностью, острым умом, был всеобщим любимцем. Его воспитателем был известный государственный деятель и меценат того времени граф С. Отрогов – под его руководством цесаревич постигал учебные премудрости и искусство быть царем. В начале 1860-х гг. цесаревич вместе с воспитателем совершает ставшую обязательной для молодых Романовых ознакомительную поездку по России и по зарубежью. В 1864 г. он знакомится с принцессой Луизой Софией Фредерикой Дагмарой, дочерью короля Дании Христиана IX, молодые люди понравились друг другу, и состоялась помолвка. Но надеждам влюбленных не суждено было сбыться – во время путешествия по Италии Николай неожиданно заболел и в апреле 1865 г. умер в Ницце от туберкулезного менингита – через семь месяцев после помолвки, ему было всего 22 года.

После столь неожиданной кончины звание наследника престола вместе с невестой наследника престола (принцесса Дагмара стала императрицей Марией Федоровной), получил брат Николая – Александр.

Александр с детства хотел стать военным, и ему уделялось меньше внимания, чем старшему брату. С. Ю. Витте в воспоминаниях писал: «…можно сказать, он был несколько в загоне: ни на его образование, ни на его воспитание особого внимания не обращали». Поэтому пришлось экстренно проходить углубленный курс наук. Учителями и наставниками цесаревича были генерал Н. Зиновьев, генерал граф Б. Перовский, историке. Соловьев, экономиста. Чивилев, литератор Я.К. Грот, военный ученый М. Драгомиров, экономист И. Бабст, но наибольшее влияние на формирование мировоззрения будущего императора оказал государственный деятель и юрист К. П. Победоносцев. Как вспоминают, больших успехов в учебе Александр не делал (стал проявлять рвение только будучи наследником), но отличался жестким характером, здравомыслием, усидчивостью и упорством.

Читайте также:

You may also like...