Гении николаевской поры

Гении николаевской поры

Гении николаевской поры

(расцвет искусства и науки)

Национальная идея при Николае была поставлена во главу угла. Начало появляться и развиваться русское самосознание, которое долгие годы до него хотели заменить европейским.

Именно тогда в России сформировалась целая плеяда замечательных имен. Пушкин, Гоголь, Крылов, Жуковский, Тютчев, Достоевский, Лев Толстой, Салтыков-Щедрин, Грибоедов, Крылов, Языков, Загоскин, Лермонтов, Аксаков, Гончаров, Тургенев, Фет, Лесков, Островский. Кстати, отец украинской литературы и языка Тарас Шевченко, выкупленный из крепостной неволи совместно К. Брюлловым, В. Жуковским и др. за небывалую для выкупа крепостного сумму – 2.500 руб., – Шевченко тоже смог пробиться и печататься – никакая цензура не мешала. Первое издание «Кобзаря» вышло за счет Петра Мартоса тиражом 1000 экземпляров, «Гайдамаки» за счет самого Шевченко. Однако фурора в петербужском обществе они не произвели. Публика зачитывалась Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем. Начинался золотой век русской литературы.

В музыке появилось невиданное до этого понятие – русская опера (раньше слушали лишь европейскую оперу). С «Жизнью за царя» Глинки Европа открыла для себя необычную и самобытную русскую музыку. Прекрасными образцами русской музыки являются  произведения  Алябьева,  Варламова,

Настоящим украшением первого вокзала в Павловске стал молодой, но уже необычайно популярный в Вене композитор – Гурилева, Даргомыжского, Лясковского, Рубинштейна, Серова.

И стал «Последний день Помпеи« для русской славы первым днем!» восторженно писал Пушкин. Карл Брюллов, автор картины, взял все мыслимые европейские награды и получил восторженный титул «первый живописец Европы». За творческими успехами Айвазовского царь следил лично и даже сказал однажды: «Все, что напишет Айвазовский, будет куплено мною!» Брюллов, Айвазовский, Веницианов, Тропинин – и это лишь самые громкие и «модные» имена…

Архитекторы николаевской поры во многом определившие облик Санкт-Петербурга и Москвы: Бове, Желярди, Росси и Тон, который возвел величественный храм Христа Спасителя в Москве.

Современники отмечают особое расположение к скульптору самоучке, получившему звание академика – Петру Клодту. Скульптуры мастера-анималиста украсили Петербург – в городе возвели каменные Нарвские Триумфальные ворота, украшать которые должна колесница. Фигуры коней, выполненные скульптором Пименовым, царю не понравились («слишком худы»), и дело поручают Клодту – он успешно отливает шестерку коней. В 1841 г. Клодт отлил коней для Аничкова моста – знаменитых «Укротителей». Их пришлось отливать еще два раза – Николай I дарил скульптуры прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и королю обеих Сицилии Фердинанду II. Берлин, Париж, Рим удостоили Петра Клодта звания почетного члена своих Академий.

Клодт – автор знаменитого памятника Николаю – он отлил царя восседающим на вздыбленном коне. Позже памятник назовут шедевром инженерной мысли – тяжелейшая статуя стоит лишь на двух точках опоры.

Более всего споров вызывают взаимоотношения Николая I и «солнца русской поэзии» Пушкина. Во многих старых учебниках говорится, что Пушкина, «пламенного борца с самодержавием» царь-сатрап регулярно пытался уничтожить, этой позиции придерживаются и некоторые современные исследователи. Но рисуемая ими картина далека от исторической правды. В 1826 г. Николай I вернул поэта из Михайловского, куда сослал его Александр I, вызвал к себе и долго обстоятельно разговаривал. И поэт, и самодержец остались довольны диалогом – Николай сказал, что беседовал с одним из умнейших людей и выразил желание быть личным цензором Пушкина. Причем, о таком суровом цензоре многие мечтали. Князь Вяземский, например, писал: «Ты счастлив, твой цензор дает тебе дышать и режет только Аббас Мурзу в горах и жжет Ибрагима на море. Мне хочется иногда просить тебя пустить в свой жемчуг мои бруски для свободного пропуска…»

В1827 г. было основано Общество Естественных наук, в 1839 г. закончено строительство Пулковской обсерватории, в 1846 г. возникло Археологическое общество, учреждена Археологическая Экспедиция, усилиями которой было спасено много древнейших документов, хранившихся до того кое-как.

В эпоху «сатрапа» работали гениальный математик Лобачевский, всемирно знаменитый химик Менделеев, историк Соловьев, биолог К. Вер, химик Зинин (ему принадлежит открытие анилина) и многие другие ученые. Причем все одаренные личности того времени пользовались как уважением царя, так и материальной его поддержкой.

Читайте также:

You may also like...