Книжное дело, просвещение и Русская правда

Книжное дело, просвещение и Русская правда

Книжное дело, просвещение и Русская правда

(библиотеки, храмы и первый свод законов)

Будучи первым высокообразованным образованным государем на Руси, он мог поспорить с учёными греками, знал несколько языков, был философом и прекрасным дипломатом, предпочитая делам военным дела духовные и гражданские.

Ярослав открывал в городах школы, создал библиотеку. При нем впервые на Руси стали появляться монастыри, которые тоже становятся культурными центрами. В 1051 г., собрав епископов, Ярослав самовольно, не спрашивая разрешения константинопольского патриарха, назначил митрополитом не грека, а русского священника Иллариона. Русская церковь получала большую независимость. Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковно-славянский и древнерусский языки.

Вместе с культурой, Русь стала перенимать и некоторые греческие обычаи. «Русскую правду» – свод законов древнерусского феодального права – стал правовым кодексом всей Великой Руси, и в нем не только систематизировались уже существующие законы, но и добавлены или разъяснены права и обязанности каждого слоя населения (в том числе и княжеских чиновников). Ярослав не закончил составление свода законов – «Русскую Правду» – это продолжили его сыновья и внук Владимир Мономах. «Русская правда» оставила для историков картину русского общества, каким оно сложилось к тому времени   –   независимо   от желаний христианского князя Ярослава. Русь уходила от родоплеменных отношений и переходила к феодализму. Крестьяне уже не являлись собственниками земли, а были ее держателями, получая от феодала участок земли на тех или иных условиях вплоть до наследственного пользования. Первое же место в обществе занимали бояре – главы старых дружинных родов, потомки варягов. По «Русской правде» жизнь боярина оценивалась в 80 гривен, а жизнь смерда или раба холопа – в 5; это была цена 2 лошадей.

Читайте также:

You may also like...