Рюриковичи

Рюриковичи

Рюриковичи

Рюрик, Рёрик, Рарог…

(гипотезы происхождения князя)

Спор между приверженцами норманнской гипотезы и ее противников уходит корнями в далекое прошлое. Уже не стоит вопрос был ли Рюрик, теперь важным представляется другое: кем был Рюрик?

В старой Ладоге (или по-старинному Невограде, т.к. Ладожское озеро называлась ранее Нево никто не подвергает сомнению реальность Рюрика, как и то, что он был скандинавом. Могут, правда, поспорить, был ли он шведом, датчанином, норвежцем или заблудшим потомком новгородского князя, но заезжим туристам обязательно покажут направление, откуда прибыл Рюрик. И, действительно, согласно летописи, именно здесь, в Ладоге, и начал он свое правление.

Новгород, ставший второй столицей будущего государства Рюриковичей, тоже хранит память о пришлом конунге: здесь есть Рюриково городище. Здесь в 1862 г, в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь,. был открыт великолепный памятник «Тысячелетие России» (скульпторы М.О. Микешин и И.Н. Шредер). Среди 109 малых и крупных фигур монумента, изображающих государственных, военных деятелей, ученых, писателей, художников и духовных отцов, трудно не заметить статную фигуру основателя славной династии на южной стороне монумента.

Рюрик стоит в остроконечном шлеме, в звериной шкуре, наброшенной на плечи, и смотрит в направлении Киева. На щите, который он держит в руках, надпись: «Лета 6370» (до Петровского времени летосчисление в России велось от «сотворения мира», по современному календарю это 862 год, легендарная дата появления Рюрика в Новгороде.) Характерно, что скульптор придал Рюрику черты не варяжского, а славянского воина. Образов Синеуса и Трувора – летописных братьев Рюрика – на монументе нет. И не случайно. Согласно летописи братья Рюрика умерли вскоре после начала своего княжения и Рюрик правил уже самостоятельно. По мнению же историков, братья Рюрика – вообще вымышленные персонажи, чье появление основано на лингвистической ошибке: в древне-шведском языке слова (прийти) «сине хус трувор» означают «с домом и дружиной». Таким образом, дружинников Рюрик посадил в Изборске, родственников отправил дальше, на Белоозеро, сам, опираясь на Ладогу, где был варяжский поселок, сел в Новгороде. Так, путем подчинения окрестных славян, финно угров и балтов, он создал свою державу.

Но вернемся к вопросу о происхождении Рюрика.

Чаще всего нашего Рюрика отождествляют с Рёриком Ютландским (Фрисланским). Эта точка зрения стала доминировать, начиная с работ Б.А.Рыбакова. Ее разделили и многие известные историки (Г.С. Лебедев, А.Н.Кирпичников, М.Б.Свердлов, И.Я. Фроянов, В.Л.Янин и др. ). Историк же В.Н. Татищев, который располагал в XVIII в. не известными нам летописными материалами (в частности Иоакимовской летописью), непосредственно выводит династию Рюрика из славянских южно-балтийских земель.

В 1836 году профессор Дерптского университета Ф.Крузе, выяснив, что известный в Западной Европе Рёрик, граф Ютландский из династии Скъёльдунгов по прозвищу «Язва христианства» исчезал со страниц западноевропейских хроник ровно тогда, когда появлялся в Восточной Европе. Тогда эта идея привлекла внимание, но не была в достаточной мере обоснована. Поиском доказательств позднее занялся Н.Т. Беляев.

Датский конунг Рёрик или Рорик (др,-исл. Hroerikr (Hrorekr)) Ютландский и Фрисландский принадлежал к династии Скёльдунгов, младшей королевской ветви Дании. Его, по одним данным отец, по другим – дед, получил в 782 г. у самого Карла Великого, знаменитого короля франков, в ленное владение Фрисланд – сегодня это провинция на севере современных Нидерландов, а в далеком прошлом так называлась вся территория у берегов Северного моря, заселенная фризами.

Рёрик европейских хроник родился в между 800 и 810 годами. Детство Рёрика прошло в беспокойном окружении. После смерти короля Дании – Годфреда началась борьба за власть. Воевали между собой дети Годфреда и четыре брата королевской ветви Скьёльдунгов, в числе последних был и отец Рёрика.

Двое из братьев гибнут, двое – старший Гаральд (Харальд) и младший Хемминг (отец нашего героя), загнав лошадей, чудом ушли от погони. В 826 году они бегут к франкскому императору Людовику Благочестивому (сыну Карла Великого) и с четырьмя сотнями спутников «омываются волной святого крещения» в Ингельхейме. Поскольку братья прибыли туда со всем своим семейством, мы можем предположить, что Рёрик тоже был окрещен. Если это так, то он вряд ли всерьез воспринял свое обращение, потому что позднее вернулся к язычеству.

Новоокрещенные братья становятся вассалами Людовика и получают в ленное владение ту часть Фрисландии, которая зовется Рустринген (или Нордальбингия). Харальду достается Дорестад – порт и крупный торговый центр фризов в устье Рейна после смерти отца в 837 году Рёрик перебирается сюда и находит приют у своего дяди. Будучи наследником и соправителем Рёрик почти беспрерывно воевал с королями Дании, защищая своё и захватывая чужое.

Когда Людовик Благочестивый умер, его сыновья Лотарь I, Людовик Немецкий и Карл Лысый в 843 в Вердене разделили государство своего славного деда. Вассальный лен Рёрика оказался во владениях Лотаря. Рёрик был обвинен в измене, лишен лена, схвачен и брошен в темницу, но ему удалось бежать. Теперь Рёрик отправляется к королю Людовику, получившему при разделе германские земли, но служба и этому королю нашего конунга не удовлетворяет: он сам хочет быть не вассалом, а властителем. Рёрик уходит и становится «язвой христианства», а по сути – пиратом, грабившим северное побережье. Почти двадцать лет он воевал в Германии, Франции, Англии, Скандинавии, где также пытался создать собственное государство. В 845 г. его корабли поднялись вверх по Эльбе, в том же году он совершил набег на Северную Францию и осадил Париж. В 850 г. Рёрик спустил на воду флот в триста пятьдесят кораблей, с которым он пограбил прибрежные районы Англии. Затем ему захотелось вернуть свои владения о Фрисланде.

Рёрик был не единственным норманном, досаждавшим Европе. Подумав, Лотарь решил пойти на компромисс и возвратил Рюрику Фрисланд на условии, что тот будет защищать побережье империи от нападений других викингов. Рёрик Ютландский, воинственный авантюрист не был расположен к спокойной жизни. Поскольку Рёрик теперь не мог беспрепятственно грабить побережье Северного моря, он, зная о набеге датчан на Новгород в 852 г., устремил свое внимание к Балтике. Его нтерес к прибалтийским землям получил новый толчок, когда Лотарь вынудил его снова отдать Фрисланд, вместо которого даровал другой лен в Ютландии (854 г.). Согласно Фульдским анналам, в 850 г. наш герой стал владетелем Дорестада, но – вот незадача! – лен, полученный им от короля Лотаря, «прекратил окончательно свое существование из-за повышения уровня моря и изменения русла Рейна», т.е. попросту ушел под воду. Произошло это в 864 г. Рёрик потерял все.

Не добившись короны на западе, он уже шестидесятилетним решил начать всё с начала на востоке и поискать в Гардарике – «Стране замков (городов)» – как тогда величали Русь. Доказательством того, что наш герой не упустил свой шанс стало исчезновение его из европейских анналов в последующих годах и появление упоминаний о нем в русских летописях.

Первая экспедиция Рёрика в Новгород была предпринята не раньше 854 г., скорее даже в 855 или 856 г. Познакомившись поближе, Рерик начал думать о переговорах с новгородцами (ладожанами), которые и состоялись в 860 г. В следующем, 861 г., Рёрик еще находился на западе. Лишь в 862 г., по сообщению Ипатьевской летописи, Рюрик и его дружина, «придоша к словеном первее и срубиша город Ладогу», затем «пришел к Ильмерю и сруби город над Волховом, и прозваша и Новгород, и роздав мужем своим волости и городы рубити: овому Польтеск, Ростов, другому Белоозеро.»

Итак, есть довольно много совпадений и параллелей между Рюриком Новгородским и Рёриком Ютландским.

Но наиболее смелые предположения связывают этого человека не только с Данией, но и славянами ободритами (союзниками Карла Великого), чей город Рорек в Прибалтийских землях был разрушен в 808 году заклятым врагом отца Рёрика – датским королем Годфредом. Было ли имя разрушенного города специально дано малолетнему конунгу или же это простое совпадение, но созвучие названия и имени могло стать для славян дополнительным аргументом в пользу призвания на свои земли именно этого князя.

Эти предположения небеспочвенны: в Ксантентских анналах упомянуто, что в 845 году «королем ободритов» стал некто Рорик, и есть все основания для отождествления его с Рёриком Ютландским, нашим вездесущим героем.

Укажем еще на одну интересную деталь: чешское raroh, словац. raroh, пол. гагод, укр. papir, кажущиеся созвучными имени «Рёрик», обозначают «сокол». Как показали археологические находки, именно это птица была геральдическим знаком Рюрика русских земель и его потомков.

Читайте также:

You may also like...