Соколиный герб и родовой двузубец

Соколиный герб и родовой двузубец

Соколиный герб и родовой двузубец

(несколько слов о династических знаках)

Вглаве о происхождении Рюрика мы говорили об уничтоженном датским королем городе Рорек, в котором жили западные славяне ободриты. Мы говорили также, что в 845 году «королем ободритов» стал некто Рорик, и что чешское raroh, словац. raroh, пол. rarog, укр. papir обозначают «сокол». Кажущееся чисто лингвистическим совпадение в последнее время подтверждается достаточно весомыми археологическими памятника, относящимся ко времени Рюрика и его наследников. Так, на Земляном городище Старой

Ладоги археологическая экспедиция А.Н. Кирпичникова среди прочих находок обнаружила обломок глиняного оттиска с изображением какой-то птицы. Сопоставление более ранних находок и исторических данных позволило отождествить птицу с охотничьим соколом. Подобное изображение есть и на монете конунга Анлафа Гутфритссона (939-941) и бронзовом наконечнике конец IX – середина X веков, и на обломке плинфы из Переяславля Русского, датированного 90-ми годами XI – первой четвертью XII века.

Накладки с фигурами различных мифических существ украшали щиты скандинавских вождей уже в VI1-VIII вв. Позднее эти обереги превратились в знак социальной принадлежности воина-профессионала. Знаком княжеской династии Киевской Руси стал сокол.

Изображениями взлетающего (или пикирующего, что несколько чаще встречается на знаках Рюриковичей) сокола украшались предметы вооружения русских дружинников (есть клейма на мечах в виде сокола), и даже одежда. Сокол стал личным символом князя, его геральдическим знаком. Он украсил его печати, бирки, товарные знаки (тамги).

Сокол имеет короткое плотное туловище, большую массивную голову, довольно длинную шею, которая при полете вбирается в плечи, острые и длинные крылья, короткий мощный хвост, который вместе с туловищем образует при полете птицы третий средний зубец «трезубца». Глаза у соколов окаймляются дополнительными кружками. Ничего похожего ни у ворона, ни у голубя нет.

Как некогда иероглифическое письмо древних египтян из рисунков трансформировалось в символы, так и сокол постепенно приобретал все более условные черты. Он превратился в «загадочные фигуры» на монетах и печатях Рюриковичей, на перстнях и подвесках, принадлежавших князьям и их дружинникам, найденным также на кирпичах Десятинной церкви и на других предметах, являвшихся собственностью рода, возглавлявшего феодальную верхушку.

Впервые эти знаки привлекли внимание как изображения на древнейших русских монетах. Именно благодаря монетным изображениям были персонифицированы три тамги потомков Рюрика – его правнука Владимира Святославовича (трезубец) и двух его праправнуков: Ярослава Мудрого (трезубец) и тамга Святополка Ярополчича Окаянного (двузубец). Изучение древнейших русских печатей позволило определить еще две тамги – двузубец внука Рюрика Святослава Игоревича и трезубец Изяслава Владимировича.

Тамга Рюриковичей начинает претерпевать изменения с поколения внуков Святослава. Святополк Ярополчич, являясь единственным сыном старшего из сыновей Святослава, имел право на родовой двузубец, однако он пользовался измененной формой тамги: сохранив в качестве основы двузубец он меняет форму левого зубца. Вероятно, это вызвано либо нарушением в результате междоусобицы Святославичей порядка престолонаследия, либо требованиями этикета, согласно которому племянник-вассал не мог иметь тамгу «старшего типа» по сравнению с тамгой «младшего типа», которой располагал дядя-сюзерен, узурпировавший власть.

Старший сын Владимира Святославича Вышеслав наследует отцовский трезубец, усложняя исходную треугольную форму ножки крестом, а его младшие братья Изяслав, Ярослав и Мстислав сохраняют без изменений форму ножки отцовского трезубца, но увенчивают центральный зубец трезубца, соответственно, крестом, кругом и ромбом.

Старший сын Владимира Святославича Вышеслав наследует отцовский трезубец, усложняя исходную треугольную форму ножки крестом, а его младшие братья Изяслав, Ярослав и Мстислав сохраняют без изменений форму ножки отцовского трезубца, но увенчивают центральный зубец трезубца, соответственно, крестом, кругом и ромбом.

Принцип наследования тамги, при котором старший сын меняет форму ножки отцовского трезубца, прослежен для поколения внуков и правнуков Владимира Святого.

Читайте также:

You may also like...