Выбор веры и Византия

Выбор веры и Византия

Выбор веры и Византия

(состязание проповедников, восстание Фоки, царевна Анна)

Трудно сказать, чем руководствовался Владимир, приглашая для беседы и выбора веры представителей главных религий. Одни историки утверждают, что единая вера была необходима для объединения государства, а языческий пантеон во главе с Перуном не очень хорошо приживался, т.к. в разных славянских племенах были свои боги. Другие видят в сомнениях Владимира запоздалое влияние его бабки – крещенной по византийскому образцу княгини Ольги. Третьи указывают на то, Европа всегда уважала «право меча», в том числе в отношениях между родственниками, но язычники были вне закона. И потому – открыты для вмешательств извне. Киевская Русь могла только в одном случае говорить на равных с крупнейшими державами – если примет чью-то религию.

Выслушивая проповедников различных религий, он советуется со своими боярами, отправляет посольства в разные страны, чтобы узнать, какие народы достойнее поклоняются Богу, какой религии отдать предпочтение. Озарение ли это, поиск духовной истины, или голос свыше, мы никогда не узнаем. Обстоятельства «выбора веры» описаны в «Повести временных лет» Нестора. И хотя это изложение не вскрывает истинные мотивы князя, важен результат. Владимир отвергнул предложение мусульманских мулл известными словами: «Руси есть веселие пити», отказал папским посланникам неясной фразой: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не

приняли этого». По летописи, Владимир принял хазарских иудеев тоже только для того, чтобы отправить их восвояси. Самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал Владимиру картину Страшного суда. А окончательно убедили князя принять православную веру от греков послы, побывавшие в Царьграде: «Мы видели в церкви греческой такую красоту и славу, которую описать невозможно. Мы думали, что стоим не на земле, а на небе! Во всей поднебесной нет такого Богохваления!»

Опасаясь посягательства Византии на свободу своего государства, князь решил принять от греков веру только как их победитель. Посмотрим, как это было. В это время в Византии власть захватил Варда Фока, Константинополь  находился   в  блокаде, собственных военных сил, чтобы прорвать ее, императору не хватало и Василий Болгаробойца обратился за помощью к руссам.

Владимир поставил условие: Василий должен отдать за него свою сестру Анну. Тот согласился, если Владимир примет крещение. Разбив совместно с византийцами Варду Фоку, Владимир вернул войска домой.

Однако отправку невесты к жениху всячески затягивали. Владимир быстро раскусил византийскую «игру» и осадил город Корсунь (Херсонес) на юго-западном побережье ) Крымского полуострова. Некий Анастасий посоветовал Владимиру перекопать водоводы, по которым в осажденный Херсонес шла вода.

 Город сдался. Владимир, вопреки принятой практике, запретил После чего пригрозил походом на Константинополь. Василий вынужден был согласиться.

Среди многочисленных жен Владимира Святославича византийская принцесса Анна Романовна, несомненно, была самой знатной и в культурном отношении выдающей женщиной. Она очень не хотела ехать в дикую Русь и становиться женой любвеобильного варвара. Анна Романовна прибыла в Херсон на корабле. В летописи сказано, что Владимир по непонятной причине тогда ослеп. Царевна Анна убедила его немедленно креститься и князь прозрел в самую ту минуту, когда Святитель возложил на него руку. Дружина, удивленная чудом, тоже крестилась.

Победив Византию, Владимир добился того, чтобы Руси не пришлось следовать в фарватере политики Византии.

Читайте также:

You may also like...